video, Foto

Как делают мотоциклы "Урал"

Многие, с кем общался об этой поездке в небольшой уральский городок Ирбит, удивлялись, что мотоциклы "Урал" до сих пор живы, собираются и продаются. Как-то этот бренд канул в Лету в последние годы. Совсем забылся. А он жив, в целом даже здоров и неплохо продается причем на Запад. Я прогулялся по сборочному цеху и выяснил как там все обстоит.

_MG_1127.jpg

01. Начнем с фасада. Опознать в этом сером здании некогда завод-гигант сложно. Стелла с мотоциклом плохо видна с дороги из--за запущенного сквера. Вывесок нету. Большая часть здания, которое было когда-то заводоуправлением сдана в аренду под магазины, лавки, кафе. Розовые двери на заднем плане и есть проходная, через которую почти никто не проходит. На предприятии по производству мотоциклов "Урал" работает чуть больше ста человек. Для сравнения в советские годы рабочих было 10 000.

_MG_1090.jpg

02. Строго говоря эти мотоциклы правильнее было бы называть Ural, чем "Урал". Потому что большинство комплектующих в них импортные. Знатоки мототехники наверняка много значительно покачают головой когда увидят список брендов, которые поставляют компоненты в Ирбит. Телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. В общем полный фарш по мотоциклетным меркам.

_MG_1077.jpg

03. Из нашего советского здесь: трубы для рамы, литье для двигателя и листы для коляски.

_MG_1073.jpg

04. Мотоцикл "Урал" во многой самый-самый и единственный в мире. Загибаем пальцы: единственный всесезонный, не боящийся мороза мотоцикл.

_MG_1060.jpg

05. Единственный серийный мотоцикл с коляской

_MG_1056.jpg

06. Единственный полноприводный мотоцикл. Да такое тоже бывает. Если забрался в непролазное, можно жестко подключить колесо на коляске. В этом режиме мотоцикл может ехать только прямо, но зато вывезет из любой каши.

_MG_1045.jpg

07. Ребята с завода рассказали, что регулярно выбираются на мотоциклах в леса и горы, добирались до перевала Дятлова, а по трассе "Урал" спокойно идет 110 км/ч.

_MG_1054.jpg

08. Станки на заводе в основном советские, но есть и новые, например эта лазерная вырезалка.

_MG_1035.jpg

09. В цеху окраски работают в основном женщины. Мужики трудятся на сварке, резке и сборке. Один работяга может обслуживать по 10 станков. Работа неспешная, потому что норма - 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было по два рабочих, трудились в две смены. В год предприятие выдавало по 10 000 единиц техники.

_MG_1029.jpg

10. Работой на заводе дорожат. 25 000 рублей в Ирбите на дороге не валяются.

_MG_1020.jpg

11. В год предприятие выпускает около 1000 мотоциклов. 99% идут на экспорт. Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы - через несколько недель, покупатель получает свой "Урал". В России их покупают богатые люди, которых накрыла ностальгия. На Западе - фанаты сурового милитари и любители забраться в дебри. По проходимости "Урал" вне конкуренции. Эндуро, мотоциклетные кроссоверы и тому подобная техника противопоставить ничего не могут. Бой дать сможет разве что квадроцикл или багги.

_MG_1012.jpg

12. В России "Урал" можно купить только в трех местах. В США дилер есть почти в каждом штате, в некоторых - по два. Мотоциклы ежегодно проходят жесткое тестирование в США и Европе, чтобы соответствовать экологическим нормам и нормам безопасности. Все тесты "Урал" проходит.

_MG_1003.jpg

13. По большому счету есть только две модели "Урала". Они отличаются только внешним видом. Одна под ретро, другая посовременнее. Конструктив весь идентичен. Зато больше 60 вариантов раскраски.

_MG_0992.jpg

14. Сборка стапельная, что обеспечивает высокое качество.

_MG_0819.jpg

15. Сборочный цех удивил своей продуманностью. Все по полочкам, коробочкам. Все четко.

_MG_0815.jpg

16. Здесь собирают сцепление.

_MG_0817.jpg

17.

_MG_0828.jpg

18. А это скоро будет мотором.

_MG_0846.jpg

19. Конструкции уже много лет. Да и по большому счету современный "Урал" - это лишь глубоко модернизированная версия прототипа мотоцикла BMW 40-х годов. Но об истории расскажу в другом посте.

_MG_0847.jpg

20.

_MG_0856.jpg

21. Скелет обрастает кишками.

_MG_0875.jpg

22.

_MG_0867.jpg

23. Вот они тормоза Brembo. Кто в теме, тот поймет)))

_MG_0879.jpg

24. Даже на экспортных вариантах "Урал" пишется по-русски.

_MG_0886.jpg

25.

_MG_0889.jpg

27. Покраска порошковая - тоже самое модная.

_MG_0898.jpg

28.

_MG_0920.jpg

29. Для Россиян такой мотоцикл обойдется в сумму около 500 000 рублей.

_MG_0925.jpg

30. На специальном стенде тестируют и обкатывают каждый мотоцикл.

_MG_0933.jpg

31. "Урал" может дать массу поводов для скепсиса: дорогой, архаичный, ничего русского в нем уже нет.

_MG_0971.jpg

32. Но есть и повод для позитива. Завод пусть и в таком виде, но сохранили, бренд жив. А главное пользуется спросом, продиктованным не модой, а прагматикой. "Урал" - бескомпромиссный проходимец, при этом может везти груз до 150 кило (по паспорту, в реальности больше). Отличный выбор для любителя путешествий. "Урал" кроме харизмы обладает еще и потребительскими свойствами, потому его и покупают.

_MG_0978.jpg

Но ощущение все-таки двойственное. Хотя предприятие живо и как-то развивается. В сравнении с тем, что было в советские годы, выглядит все несколько удручающе. Но себя можно успокоить тем, что "Урал" с производства массового продукта перешел на эксклюзивный.



дорогой, архаичный, ничего русского в нем уже нет.

Тормоза, я понял, не наши. А что еще? Правда интересно.
в тексте есть.

Телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi.

вообще это модные бренды с точки зрения байкеров. Дукати - это вообще ферари в мире мото.

наше там только элементы рамы, мелкая фурнитура и всякое такое. Все ключевые узлы от лучших производителей. Хотя справедливости ради надо сказать, что у того же Дукати много чего не своего. родные только десмодромные L-образные моторы и рама птичья клетка, но это их фишки.
Движок-то тоже российский, поршневая, трансмиссия. Про колёса, резину, сиденье тоже не забываем.
На вскидку из вашего описания там импортного процентов 15.
походу хорошего маркетинга не хватает им.
А что ж при таком спросе в США, они не нарастят производство? Или попридерживают, чтобы цены не обвалить?
ну в Америке есть реклама) а в России нету совсем. Они очень осторожно ведут дела работают только по предоплате. то есть все что собирается уже продано, видимо нет свободных денег закупить запчасти и сделать впрок мотоциклы, боятся что окажутся не востребованы и уйдут в минус
Скажите, есть ли у вас доступ к архивам заводского музея?
Я посмотрел на сайте завода - они кажется сами не знают был мотоцикл сделан лицензионно или просто "содран".
Может там кто в музее с интернером есть у кого можно спросить?
я немного поснимал в музее, скоро выложу фото. а вообще музей - муниципальная структура. он жив здоров. если сильно итересно, наверное можно туда позвонить)
Общее настроение поста наглядно показывает,какая огромная пропасть лежит между мотоциклизмом и остальной страной.только людям,что совсем "не в теме" могло прийти в голову.что Урал умер и вообще...Никто не умер.Сильно скукожился и усох,если сравнивать с тем мотогигантом,что был в СССР.Но в целом по стране и по миру бегает огромное количество Уралов разных лет,заслуженно любимых знатоками.Это несмотря на в общем приличную "ломучесть".Зато починить Урал можно в любой деревенской кузне. Немного жаль,что Урал справедливо превратился в Ural (между прочим цена-вполне себе харлеевская!),но это в принципе нормальный путь мировой интеграции.Комплектующие между прочим-высшего класса,например тормоза Брембо (я в теме,я знаю!)-наверное лучшие мототормоза,как и вилка Марзокки (Marzocci).Чо,макаронники в мотоциклах признанные гуру.Урал очень успешно скопировали и штампуют жёлтолицые братья из Поднебесной (качество правда-тоже поднебесное),а ещё Урал-Ural наверное единственный фабричный колясочник и по-настоящему всесезонный мотоцикл.Кактотаг...
тото и оно, чутка рекламы им не хватает, в России точно, хотя самого дешевого продвижения в соцсетях
Да всё у них нормально с рекламой,только не у нас.С такими объёмами на Россию не ориентируются...
Нужна господдержка,льготеые кредиты.А пока провинцию прочно захватили китайские мопеды,главные преимущества которых-дёшево,просто и ремонтопригодно,а также полно запчастей.
сдаётся мне, что потребители у китайского мопеда и урала сильно отличаются :)
Не отличаются.Те,кто ездили 20 лет на Уралах,Восходах,Явах и Чезах ездяит на китайских клонах Хонды Каб и поделках на всяких поделках,что клепает Поднебесная на базе клонов того же кабовского моторчика.Причём много даже не импортируют,а собирают в России.В Коврове например.
Ну вот, опять всё в кучу :)
И в советское время на Уралах ездили те, кому не хватало на машину. А зачастую такая ломовая лошадь была не нужна, либо слишком дорогА, как при покупке, так и в эксплуатации. остальным вполне хватало восхода или даже чего поменьше, типа карпат :)

Китайские мопеды (и кстати, почему списываются со счёта оригинальные японские скутеры, которым и в 20 лет сноса нет?) заменили как раз восходы и мински. А кому урал был нужен, купили себе уже логан или приору. Вы как себе представляете, сельский житель отдаст полмиллиона за тяжёлый мотоцикл, пусть и с коляской???
Проблема в том, что урал при таких комплектующих и современном качестве дешевым быть не может. А потребители в России или не имеют денег, или не имеют желания/потребности покупать урал. Никому здравомыслящему не может прийти в голову отвалить пол-миллиона за урал. "Это же машину можно было купить!!!" - весьма частая реакция на ответ к вопросу "сколько стоит", заданный мотоциклисту.
Для Россиян такой мотоцикл обойдется в сумму около 500 00
дорого, блин... :(
Спасибо за работу, интересная информация! Надеюсь за счёт качественных импортных комплектующих "ломкость" Урала заметно снизилась.
"работяга".. мда, они рабочие, а не работяги, а Вы обычный блохер ( 3,14здабол то есть ). Их руками мотоциклы собираются, они производят то, что осязаемо.